К 25-летию Костромского землячества. КОСТРОМСКОЕ ЗЕМЛЯЧЕСТВО В МОСКВЕ. ЛЮДИ И СУДЬБЫ. Самойлов Сергей Николаевич
КОСТРОМСКОЕ ЗЕМЛЯЧЕСТВО В МОСКВЕ. ЛЮДИ И СУДЬБЫ.
Самойлов Сергей НиколаевичЯ хочу, чтобы на моем памятнике была надпись: «Я оставляю вам все лучшее, что было во мне».
Самойлов Сергей Николаевич родился 22 ноября 1955 года в городе Сокол Вологодской области.
Окончил в 1978 г. Костромской государственный педагогический институт. Кандидат юридических наук; кандидат экономических наук.
Трудовой путь начал в 1978 г. в качестве заместителя директора средней школы №2 города Михайловка Волгоградской области.
В 1979- 1980 гг- служба в рядах Советской Армии, Забайкалье.В 1980–1985 гг. работал директором Дворца пионеров Читы.
В 1985–1990 гг. – директор детского дома №1 Читы.
В 1990–1991 гг. – председатель подкомиссии Комитета Верховного Совета РСФСР по науке и образованию.
В 1991–1993 гг. – полномочный представитель Президента Российской Федерации в Читинской области.
С 1993 г. – в Администрации Президента Российской Федерации. Занимал должности заместителя начальника Управления Администрации Президента Российской Федерации по работе с территориями, заместителя начальника Главного управления – начальника управления по вопросам взаимодействия с субъектами Российской Федерации Главного управления Президента Российской Федерации по вопросам внутренней и внешней политики государства.
В 1996–2000 гг. – начальник Главного территориального управления Президента Российской Федерации.
В 2001-2008 гг. - советник Президента Российской Федерации. Действительный Государственный советник 1 класса.
С 2008 по 2012 - Заместитель полпреда в Центральном федеральном округе
С 2012-2014- советник генерального директора Байкальской горной компанииС 2014 г- советник вице-президента компании "Норильский Никель".
С.Н. Самойлов ведёт активную общественную деятельность. В 2015 г. избран заместителем Председателя Правления РОО «Костромское землячество», почётный профессор Костромского педагогического университета им Некрасова. Является попечителем и устроителем храма в Селище.
Награждён:
2005 г - орденом ПОЧЕТА (За большой вклад в обеспечение деятельности Президента Российской Федерации и многолетнюю добросовестную работу),
2014 г- Юбилейной грамотой Первоиерарха РПЦЗ (во внимание к многолетнему, усердному и спасительному служению Русской Православной Церкви, верность историческим традициям Российской Имперской Государственности, за личные заслуги перед Русским народом, активную жизненную позицию в отстаивании интересов нашего Отечества – Царской России, а также в ознаменование 400-летия преодоления Смуты и 400-летнего юбилея воцарения Дома Романовых»),
2015г- медалью Костромской области "Труд.Доблесть.Честь"
2017 г.- Почётной грамотой Костромской Областной Думы.
Встреча с Сергеем Николаевичем Самойловым состоялась в усадьбе Струйских в Токмаковом переулке на востоке Москвы. Он вышел из машины свежий, подтянутый после утренней тренировки, легко поднялся на антресоли главного дома и оглядел комнату. На стенах висели иконы из частной коллекции. Заговорил раньше, чем я успел задать первый вопрос. Стал рассказывать о храме Александра и Антонины в Селищах. О том, что это настоящая намоленая церковь. В этой церкви в год крестят без малого тысячу детей. Прихожане живут в Москве, Санкт-Петербурге и других городах и приезжают в храм на все большие праздники. Упомянул, что передал церкви семь икон.
- Вы считаете, что иконы должны находиться в церкви – спросил я.
- Да, они там на своем месте - ответил он и продолжил рассказ. – В этом храме единственная звонница, на которой изображены все святые «в костромской земле просиявшие». Больше такой звонницы нет.
- А как она там появились?
- Эта идея возникла, когда я, будучи советником президента, участвовал в доставке колоколов на Соловки. Тогда я загорелся идеей передать новые колокола и в Селище. Я обратился за благословением к владыке Александру и получил его. Колокола были отлиты в Воронеже. Там есть клейма всех дарителей, в том числе и мое. А все началось с молельни. Я участвовал в обряде крещения. Помню было 7 декабря, мороз под 30 градусов и в крестильне было холодно. Я спросил отца Игоря, почему такой холод, он ответил, что не хватает средств на то, чтобы утеплить помещение. Тогда я нашел средства на ремонт крестильни. Ее восстановили полностью в том виде, в котором она была изначально. Потом сделали дренаж. Стены в церкви «не дышали», поскольку были покрашены краской. Вода снизу поднималась по стене и разрушала фрески. Пришлось проводить специальные работы, отводить воду, укреплять фундамент, заодно откопали саму церковь на метр. Дальше – больше, напротив храма стоит церковный дом. Он был в полтора этажа, верхняя часть просто мансарда. Владыка Александр любил в нем бывать в Селищенском храме, потому что церковь Александра и Антонины. Но когда все садились за трапезу, было очень тесно. Мы надстроили второй этаж, открыли там церковную школу, потом библиотеку, сделали актовый зал. А недавно достроили большой паломнический центр через дорогу.
Мы сели за стол и я включил диктофон, чтобы записать интервью.
- Сергей Николаевич, вы родились в Вологодской губернии, учились в школе в Волгоградской области, долгое время работали в Забайкальском крае, еще дольше в Москве. Откуда такая любовь к Костроме и такая верность костромскому землячеству?
- История действительно интересная. В 1973 году, когда закончил с отличием десятилетку, волгоградский обком комсомола дал мне путевку в Костромской пединститут. Дело в том, что помимо того что я был отличником, я был еще и комиссаром школьного строительного отряда, который возводил дома в сельской местности. На областном слете строительных отрядов меня приметила первый секретарь обкома.
- Какие места в Костроме для вас самые памятные и дорогие?
- Безусловно, беседка Островского. Это самое памятное место, потому что связано с первыми свиданиями в студенческие годы. Моя свадьба, то есть один из фрагментов свадьбы прошел в беседке Островского. Второе памятное место – это горка, которая находится напротив администрации области.[2] Она памятна тем, что во время учебы там были ежедневные скоростные тренировки с Виталием Николаевичем Зиминым[3]. Очень удобно для бега, 400 метров по прямой. Еще, конечно, Берендеевка , как место утренних тренировок и как красивое место для отдыха. Тогда еще стояли деревянные домики, создавая сказочный романтический колорит.
- И конечно улица 1-го мая, где стоял Костромской педагогический институт.
- Верно. С ним связаны самые лучшие воспоминания. Годы студенческой жизни не забываются. В знак признательности я всегда по возможности помогал институту. Однажды мой товарищ Сергей Александрович Кондратов основатель издательства «Терра»[4], предложил мне пополнить личную библиотеку любой книгой, которая была выпущена за 20 лет. Я вначале загорелся, но затем решил, что это будет неправильно. Позвонил ректору Костромского университета Николаю Рассадину, и предложил принять в дар целую библиотеку. Быстро нашлось помещение. Бывшая распевочная музыкального факультета была переоборудована под читальный зал издательства «Терра». И до сегодняшнего дня все, что издает «Терра» по одному экземпляру передается в библиотеку. В университете еще есть и зал редкой книги. В нем специальный фонд - Романовская библиотека. Мы с женой участвуем в этом собрании и за 15 лет передали в дар более тысячи книг, посвященных истории династии Романовых.
- В чем состоит этот отпечаток? То есть особенности менталитета.
- Желание все контролировать, подозрительность, недоверие к людям, неспособность делегировать подчиненным полную ответственность. Был такой случай. Моя наставница Клара Андреевна Воронина[5] сломала ногу, и попала в травматологическое отделение областной больницы. Она была в ужасе от условий лечения. По ее просьбе я приехал в отделение. Если снимать фильм про войну, то там достаточно было переодеть медиков в соответствующую одежду и снимать военный госпиталь. Мы нашли деньги, сделали ремонт, купили новое оборудование, провели освещение. Вторым траншем хотели отремонтировать реанимационное отделение. Но об этом узнал Шершунов, заревновал, что-то заподозрил и стал вставлять палки в колеса. В результате деньги на ремонт были выделены областной администрацией.
- Был еще Слюняев Игорь Николаевич.
В моей биографии была история, когда я сам мог стать губернатором Костромской области.
- Конечно, у каждого кандидата есть план, не может не быть. Для Костромы важны три направления. Первое – это аграрный сектор. Необходимо вводить современные технологии для развития сельскохозяйственной промышленности. Второе – это историческое ядро. Я много ездил по городам Золотого кольца и Кострома в этом смысле не хуже. Здесь можно было создать центр туризма, как водного, так пешеходного и транспортного. Причем, не только в городе, но и по области. И третье, Кострома культурный и образованный город. Поэтому научный и творческий потенциал я оцениваю, как высокий, но, к сожалению нереализованный в достаточной мере. Особенно в гуманитарной сфере. Я издавал книги Ганцовской[6] по лингвистике, посвященные говорам Костромской области. Я уверен, что это неоценимый труд, результат многолетней работы. А таких звездочек, как Нина Семеновна в Костроме немало. Поэтому я поддерживаю их усилия и труд.
- Скажите, есть в костромичах нечто особенное, что отличает их от жителей других городов?
Заместитель председателя Правления Костромского землячества Сергей Самойлов вручает шоссейные велосипеды атлетам Регионального отделения Специальной Олимпиады России по Костромской области. Кострома, Сусанинсквая площадь.
- Короткие вопросы. 18 век. Петр Первый или Екатерина Вторая?
- Петр Первый.
- 19 век. Николай Первый или Александр Второй (Освободитель)?
- Александр Второй.
- 20 век. Какое событие было определяющим в истории России? 1917 год - октябрьская революция; 1945 - победа в Великой Отечественной войне; 1956 год - XX съезд и разоблачение культа личности Сталина?
- Конечно революция.
- У вас три базовых образования. Первое, педагогическое, вы учитель истории. Второе, юридическое, вы кандидат юридических наук и третье – экономическое. Какая из этих сфер для вас наиболее значимая и самая реализованная?
- Моей мечтой было стать педагогом. Я эту мечту осуществил. Я получил педагогическое образование и 15 лет отработал в этой системе. Мне удалось реализовать себя в педагогике. Я получил государственные награды, медаль за трудовое отличие, стал лауреатом премии Ленинского комсомола за воспитательную работу. Я бы и дальше работал...
- В детском доме? До сих пор…
- Это как бы судьба распорядилась. Мой хороший товарищ в Чите, Василий Васильевич Золотарев, который был назначен директором школы в 1979 году, до сих пор на своем посту. У меня все сложилось иначе. Я был избран народным депутатом Верховного совета РСФСР, впоследствии стал начальников Главного территориального управления и советником президента. Вот тогда мне и потребовались новые знания. Без юридического образования очень сложно быть государственным служащим на том уровне, где я оказался. Перемены в страны вызвали к жизни новую правовую систему. Незнание ее основ не давало возможности быть эффективным на государственной работе.
На мой взгляд, управленцы, которые пришли в 90-е годы, все должны были первым делом сесть за учебники. Но этого, к сожалению не произошло. Государственная служба никак не соотносилась с уровнем образования. Преобладали политические мотивы, а не управленческие. И это создало дополнительные сложности для развития регионов и страны в целом.
Когда я готовил материалы для принятия тех или иных государственных решений, то исходил не из собственных умозрений, а опираясь на научный анализ явлений. Это позволяло мне отстаивать свою точку зрения на любом уровне, и на встречах с губернаторами и в правительстве РФ.
- Экономическое образование было тоже продиктовано необходимостью?
- Ну, конечно. Социально-экономические процессы, которые происходили в 90 годы, потребовали новых знаний и высокой компетенции. Я сел за учебники по экономике, защитил кандидатскую диссертацию по теме «Привлечение инвестиций населения в экономику регионов». Почему? Потому что на счетах в банках лежали миллиарды рублей, а экономика загибалась. Люди вкладывали свои деньги в финансовые пирамиды, а не в развитие страны. И государство самоустранилось, делало вид, что это не его проблемы. Я стал изучать ситуацию в других странах, через эти проблемы проходили не мы одни. Возникла необходимость в государственном регулировании этой деятельности. Государство вмешалось, и жестко установила правило игры. Все это позволило оздоровить экономику. Но случается мы по-прежнему наступаем на те же самые грабли. К сожалению с большим опозданием началось регулирование финансовой сферы долевого строительства. А сколько людей потеряли свои деньги, лишились жилья и остались без помощи государства.
- Возвращаясь в педагогике. Извечный спор подходов к воспитанию. Одни исходят из того, что ребенок – это чистый лист бумаги, на котором можно написать все что угодно. Другие считают, что ребенок рождается с твердым набором качеств и определенных способностей, которые в процессе воспитания следует развивать или корректировать. Как на ваш взгляд?
-Конечно, человек рождается с определенным набором качеств. Если использовать современную терминологию, то, например, компьютер имеет определенное быстродействие и объем памяти. Это основа, на которую можно накладывать различные программы. Точно также человек приходит в мир, скажем, с гигабайтом памяти. Вопрос в том, как он использует этот объем.
- Но дело не только в объеме памяти или врожденных способностях. Не менее важны человеческие качества, которые либо вложены в человека, либо требуют развития.
- Сейчас много информации о работе мозга. Об этом писала и Бехтерева[7] и Черниговская[8], которая много выступает с рассказами о тайнах нашего сознания. И до сих пор непонятно, мы управляем мозгом или мозг нами. Чем дольше мы живем, тем больше загадок. Но я считаю, что развитие души – это главное.
- А все детдомовские так относились к переменам? Как к новой точке роста?
- И все-таки вы думали о матери, задавались вопросом, почему она вас оставила.
- Она была вынуждена так поступить. Ей было 16-ть лет, когда я появился на свет. Ее родители не были от этого в восторге. Ей пришлось нелегко. Но я знаю, что она хотела меня забрать из детдома. Уже после ее смерти я нашел в документах свидетельство о моем рождении, выписанное в 1969 году. То есть, копию свидетельства, которое было необходимо для этой процедуры. А иначе зачем. Не получилось. К тому времени она вышла замуж, родила сына, потом дочь. Став взрослым, я их нашел, мы вместе похоронили мать в 1997 году. И до сих пор поддерживаем родственные отношения. Племянницу я выучил в институте на программиста. Ежемесячно платил ей стипендию, потому что знал, что у нее к этому делу талант.
А у матери я никогда ничего не спрашивал. Например, почему я Николаевич? Спросил только одно, крещен ли я?
- У вас семья, трое детей…
- И девять внуков.
- !!! Вы дружите с детьми?
- Да, конечно. Дети – это мои друзья и советчики. А внуки… Внук один, внучек восемь. Поэтому с внучками один стиль отношений, а с внуком приходится постоянно состязаться.
У моего собеседника вдруг загорелись глаза, а в голосе появилась особая интонация, свидетельствующая о том, что речь пошла о самом главном.
- Внуку 10 лет. Он не воспринимает меня, как… То есть «дед» – это кличка, а не социальный статус. Между нами идет постоянное соревнование, если бежать, то наперегонки, если что-то делать, то кто лучше. При этом мы сотрудничаем. Сейчас делаем геймерскую комнату для него у меня дома. Все компьютеризируем.
Сегодня отношения между взрослыми и детьми должны строиться иначе, чем прежде. Время другое, другие вызовы, другие темпы. Я пытаюсь понять, чем живет мой внук¸ как адаптируется в этом нарастающем темпе жизни, как осваивать новую среду. И не нужно противостоять времени, напротив, следует сделать богаче эту среду. И в это необходимо вкладываться. Не говорить, что в наши года было так-то и так-то, а понять наших детей, внуков и помочь.
- На ваш взгляд, современная система образования соответствует времени и вызовам информационного общества?
- Нет. Во-первых, имущественное расслоение приобрело катастрофические формы и это приводит к ранжированию детей. Часто ничего не добавляет к знаниям, а только к социальному статусу и амбициям . Во-вторых, очень медленно идет освоение новых методов образования. В-третьих, существует перекос, при котором мотивация родителей в образовании своих детей выше и сильнее, чем мотивация государства в создании основ для развития и улучшения образования.
- Вам не кажется, что есть противоречие между информационной эпохой, которое мы переживаем и постиндустриальным уровнем современного образования? И что есть отставание?
- Короновирус показал, что к дистанционному обучению, через электронные формы мы не готовы. Не готовы как методически, так и технологически. Множество домохозяйств в стране элементарно лишены доступа к интернету. Это, конечно, проблема.
- Короткий вопрос. Закон или справедливость?
- Конечно, закон.
- Как вам кажется, в нашей стране сейчас существуют проблемы в области законодательства, в юридической в судебной практике?
- У нас успехов нет, а проблемы есть.
- В чем заключаются эти проблемы?
- Недостаточно правовой культуры. Она никогда всерьез не прививалась. А правовая культура должна принизывать всю систему образования и воспитания. Жизнь по понятиям продолжает оставаться доминирующей. У нас всегда так было. Помните поговорку: «Закон, как дышло».
- Это отсутствие правовой культуры касается только общества или затрагивает, в том числе и власть.
- Системная проблема затрагивает все аспекты.
- В последнее время в стране медленно растет экономика, и падают доходы граждан. В чем причина и что необходимо делать, чтобы исправить ситуацию?
- Причина в том, что мы все время пытаемся догонять. А когда ты вкладываешь деньги во вчерашние технологии, то всегда остаешься позади. Потому что другие вкладываются в завтрашний день. У нас есть отдельные прорывы, например в области высокоточного вооружения. Это результат развитых технологий.
Главная проблема состоит в том, что в нашем обществе преобладают высокие социальные ожидания, а у государства чрезмерные социальные обязательства. Значительное количество денег, которые расходуются на социальные нужды, сужает возможности для развития. Проблемы еще и в том, что у нас утерян управленческий профессионализм. Есть национальные проекты, на которые выделяются огромные средства, но осваиваются они малоэффективно. Вот пример, недавно я ездил в Читу. Там в 20-м году выделили 800 миллионов рублей на ремонт дорог в краевом центре. Чита по размерам примерно равна Костроме. То есть город получил средства, который с лихвой должно было хватить на дорожное покрытие. Но получилось все наоборот. Качество дорог оказалось крайне низким, логистика никуда не годной. Жители Читы ходят и плюются, глядя на результаты труда.
- Короткие вопросы. Чай или кофе?
- Сейчас кофе.
- Собака или кошка.
- (пауза) У меня в доме нет домашних животных.
- К кому испытываете большую симпатию?
- К собакам.
- Пастернак или Мандельштам?
- Все-таки Пастернак
-- Сергей Николаевич, вы конфликтный человек?
- Нет.
- В период кризиса 1993 году вы, будучи депутатом Верховного Совета, выступили против большинства. Основная масса депутатов отстаивала верховенство съезда, а вы поддержали Ельцина, который настаивал на новой Конституции.
- Это был не конфликт личности с обществом, это был конфликт двух систем, двух политических сил к одной из которых я принадлежал сознательно. В 1991 году я защищал Белый дом. В 1993 был на Старой площади. Мои убеждения в данном случае не поменялись.
- Вы тогда принимали непосредственное участие в исторических событиях. Скажите, кто из костромичей, оставивших след в истории, по вашему мнению, наиболее достоин памяти и почитания.
- Кострома дала стране немало известных людей. Для меня примером служат в первую очередь меценаты, которые многое сделали для города. Заложили основы и в области промышленности, помогали культуре и образованию. Это и Чижов[9], и Третьяковы[10], и Сытин.[11] В Костроме была замечательная литературная среда: Островский, Некрасов, Писемский, близкий к нам по времени Виктор Розов.[12] Из костромской земли произрастают корни родов Пушкиных, Лермонтовых. Это особый пласт и воздух этого края.
- Я думал об этом. Но не о духовном завещании. А о том, какие слова будут написаны на памятнике.
- «Я оставляю вам все лучшее, что было во мне».
![]() | Автор Александр Павлов, при содействии РОО «Костромское землячество». |