— У нас в стране, как мне кажется, по-прежнему жива такая формулировка: «Есть мнение». Мне говорили: «Давайте не будем торопиться — пусть пройдет 5 лет». Потом: «Давайте подождем 10 лет». А прошло уже 11 лет со дня смерти Александра Зиновьева.
Существует прекрасная памятная доска, автором которой является всемирно известный и признанный во всем мире скульптор Григорий Потоцкий. Мы эту доску презентовали несколько лет назад в МГУ, на открытии Международного научно-образовательного центра имени А.А.Зиновьева. Её во время торжественной церемонии представил собравшимся ректор МГУ В.А. Садовничий, который очень много сделал для увековечивания памяти Зиновьева и для продолжения его дела.
Правда, с тех пор эта доска так и хранится в моем офисе – оказывается, что МГУ для того чтобы установить ее на доме, где Зиновьев провел последние годы жизни, требуется разрешение столичных властей. Справедливости ради, надо сказать, что в Москве на здании Московского гуманитарного университета (МосГУ) в Вешняках, где А.А. Зиновьев до последних своих дней заведовал Исследовательским центром и возглавлял Школу методологии социальных исследований, установлена памятная доска в его честь. И инициировал это ректор МосГУ И.М. Ильинский, который возглавляет его и сейчас. Ему не потребовалось на это разрешения московской мэрии.
Я с большой благодарностью помню все добрые дела, которые были сделаны разными людьми в отношении имени, позиции и наследия Зиновьева. Это – кирпичики, из которых я строю огромное здание «ЗИНОТЕКИ». «ЗИНОТЕКА» — это музей с мультимедийной экспозицией, в центре которой будет находиться многогранная личность Зиновьева.
Как заявила в свое время ученый секретарь МГУ, научный центр имени А.А. Зиновьева будет… виртуальным. И эта позиция – не случайная. Я знаю, что есть люди, которые горячо, с любовью, со страстью относятся к Александру Александровичу – к его позиции, его работам, к его роли в науке, литературе, в общественном сознании. И есть те, кто столь же страстно его ненавидит. Но ведь речь идёт не о моем муже, а о человеке, который является эталоном нашей эпохи. Применять к нему формулировки типа: «Вы знаете, у нас в университете много профессоров» — нельзя. Я отвечаю в таких случаях: «А Зиновьев – один».
И она, «ЗИНОТЕКА», будет не виртуальным музеем, а вполне реальным огромным зданием, которое вместит в себя библиотеку, книжный магазин-салон, большой зал с постоянной экспозицией художественных работ Зиновьева, фото и архивных документов, рассказывающих обо всех ипостасях Александра Александровича – учёного, логика, социолога, философа, писателя, художника… Будет и огромный исследовательский, и издательский центры. Я это вижу буквально воочию.
Я не знаю, как наша власть будет и дальше обходить стороной вопрос с «ЗИНОТЕКОЙ», но она всё равно будет создана! И самое неприятное для власти случится тогда, когда ее воздвигнут в Москве китайцы. Они уже знают о моих злоключениях и очень заинтересованно следят за развитием истории с «ЗИНОТЕКОЙ».
Россия не может позволить себе бросаться такими людьми, как Зиновьев. Ведь тому «дядьке наверху», как я говорю, почему-то надо было, чтобы Зиновьев прошёл всю войну, совершил 31 боевой вылет на штурмовике, выдержал «посадку» на Лубянку, все преследования со стороны советской власти, пять покушений, совершенных на него на Родине и за границей! Значит, этот «дядька наверху» его оберегал.
— А что не удалось реализовать, какие проекты, связанные с наследием Зиновьева, как говорится, повисли в воздухе?
— Не удалось издать полное собрание сочинений Зиновьева. Было несколько попыток, но неудачных. Меня обманули издательства «Центрполиграф» и «Алгоритм», которые не выполнили условия договоров, подписанных с ними. Там было много всего – нарушения в части копирайта, своевольное изменение дизайна и рисунка обложек, которое не согласовали со мной и многое другое.
Я подписала договор на издание десятитомника с издательством «АСТ». Однако после того как оно было поглощено издательством «ЭКСМО» и вошло в него в виде структуры, эта бумага утратила силу. Однако «ЭКСМО», как оказывается, подписывает новый договор с «Алгоритмом» и получает от него права на издание Зиновьева. И без моего согласия печатает, подпечатывает и реализует книги моего мужа.
Еще десять лет назад я мечтала издать серию «Библиотека Зиновьева» и бесплатно разослать ее по 50-ти тысячам библиотек России. Увы, в стране находятся деньги на издание третьесортной литературы, макулатуры, которая просто отучает россиян думать, но на книги Зиновьева — их нет.
Более пяти лет назад состоялся прекрасный проект – четырехсерийный фильм «Зияющие высоты», мастерски снятый режиссёром Максимом Катушкиным. В год 90-летия А.А. Зиновьева он выигрывает грант на постановку большого фильма, посвященного Зиновьеву. Однако с приходом нового министра культуры Мединского этот грант аннулируется. Ладно, отобрали деньги. Бог с ними, если бы они пошли на какое-то, действительно, благое дело. А тут, оказывается, деньги понадобились на постановку лживого, по-другому не скажешь, фильма «Сталинград». То, что там показывается, — враньё, снятое в духе блокбастера. Я, как жена фронтовика, могу говорить об этом.
Не состоялась «ЗИНОТЕКА». Есть чертежи, рисунки, макет, выполненные моей дочерью Полиной. Всё это видел в 2011 году мэр Москвы Сергей Собянин, когда посетил выставку «ЗИНОВЬЕВ ≡ ВРЕМЯ ≡ ВПЕРЁД! 60 лет с МГУ», которая экспонировалась в Музее истории в здании МГУ им. М.В.Ломоносова. Я и мои единомышленники направляли письма Собянину, в администрацию Президента РФ. Было коллективное письмо, подписанное многими академиками. То, что пришло в виде ответа из высоких инстанций, можно описать примерно так: академики, мол, несмотря на свои заслуги и труды, люди недалекие и не понимают, что на самом деле нужно государству, как и куда ему развиваться.
Знаете, в какой-то момент у меня появилась мысль – махнуть на всё рукой и увезти отсюда, из страны, все творческое и научное наследие Зиновьева. Увезти туда, где Зиновьева ждут: В Румынию, например, где готовится издание двух его книг. Или во Францию, в Италию, Англию, Грецию, в Китай… В Сербию, где хотят открыть центр, посвящённый Зиновьеву. А вот на Родине, которую мой муж защищал в годы войны, честь и достоинство которой он отстаивал, будучи в эмиграции, — нет места для его музея. Зато для всякой пошлости, порнографии у нас находятся и деньги, и место. Это лучше всяких слов говорит об убогости культурной политики нашей страны. Впрочем, на страну нечего пенять. Есть люди, которые конкретно занимаются этой политикой. И я знаю фамилию главного «негероя». Это – Мединский. Что он делает по своей воле, что – из-под палки, я не знаю. Но за ту, с позволения сказать, культурную политику, которую проводит министерство (на деньги российских налогоплательщиков, между прочим!) Мединскому, я уверена, будет несладко, когда придётся отчитываться у «дядьки наверху»…
«Не использовать такую кипучую энергию, как у Зиновьева, для государственного строительства — было преступлением, граничащим со злодеянием» (Павел Фокин «Александр Зиновьев: Прометей отвергнутый», ЖЗЛ)